+7 (965) 264-08-73 (WhatsApp) @Center_Rojana1 (Телеграм)

  +7 (965) 264-08-66 (справки по курсам)


Актуальное


О Центре


Библиотека


Для специалистов


Масленица

                                                                                                                                                                             К списку статей

 

 Ж.В. Цареградская, научный руководитель Центра "Рожана", 2006 г

 

МасленицаМасленица является древнейшим истинно народным праздником, отразившим двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и предшествующих натуральных верований. Она вобрала в себя целый пласт разнообразных и разновременных традиций, обрядовых действий и развлечений. В ней переплелись аграрные и семейные обряды, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира. Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица впитала в себя особенности архаичного аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. В них нашли свое отражение природные климатические и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества. Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение, как к зимним, так и к весенним календарным праздникам.

 

Масленица является отголоском древнего Новолетия, которое у славян и древних русичей праздновалось в марте вплоть до XIV века. Определялось оно днем весеннего равноденствия и считалось по лунному календарю. День весеннего равноденствия называли Солнцеворотом, Коловратом или Великднем. Ритуальные действия, приуроченные к весеннему Новогодью-Новолетию, были связаны с вполне внятным астрономическим событием – увеличением светового дня, который становится длиннее ночи, а вместе с этим наступает переломный момент года к лету. Ритуальные и обрядовые действия праздника были предназначены для стимуляции сил плодородия в природе. В связи с этим празднование сопровождалось чествованием бога Велеса или Волоса, покровителя скотоводства и земледелия. Празднование Великдня, которое позднее преобразовалось в празднование Масленицы, продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения природы. Новолетие встречали широко и раздольно с обильным столованием. По давним поверьям считалось: как человек встретит год, так он у него и заладится. Потому и не скупились русичи в эти дни на щедрое застолье и безудержное веселье.

 

С приходом на Русь христианства и введением Великого поста празднование весеннего Новолетия было смещено и перестало соответствовать тому времени года, которому посвящалось. Так, символическая встреча весны, которую обрядовые действия должны были приближать, приходилась на время, когда зима еще не утратила своей силы окончательно и до действительного прихода весны было сравнительно далеко. В связи с этим по прошествии некоторого времени Новолетие преобразовалось в Масленицу и стало восприниматься как праздник проводов зимы и закликания-встречи весны.

 

Великдень или весенний Солнцеворот издавна был общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных или половых ограничений. Соответственно это правило сохранилось и для празднования Масленицы, неучастие в котором могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречало как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России. Порядок проведения Масленицы имел свои особенности в зависимости от местности.

 

В течение всей Масленичной недели большое внимание уделялось поминанию предков. Этот обычай в России был распространен повсеместно. Было принято всю неделю посещать кладбища и “прощаться” с умершими родственниками. Наиболее важным днем Масленичной Недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. Этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные обиды и неприятности.

 

Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).

 

 

Дневник Масленицы

 

Масленица или сырная неделя – это неделя перед Великим постом. Начинается она с понедельника и заканчивается Прощеным воскресеньем. В более древние времена Масленицу встречали с Власьева или Велесова дня, т.е. с 24 февраля. Время празднования отсчитывали по лунному календарю и начинали праздновать на молодой луне с понедельника, идущего после 24 февраля.

 

Велес – скотий бог, у него борода в масле и он шлет на русскую землю Масленицу, чтобы отогнать от дворов Коровью Смерть и Скуду. По древнему поверью в феврале «ходит по дворам Коровья Смерть, портит коров и коз, болеть их заставляет, душу из них вынимает. А Волос шлет Масленицу на Русскую землю, чтобы принесла она благополучие и благоденствие, которое напрямую связывалось с коровой – кормилицей». В знак чествования Велеса на Масленицу пекли пышки и блины.

 

Каждый день Масленичной недели имел свое название и отмечался по-особому, за каждым днем были закреплены определенные действия и правила поведения. Вся же Масленичная неделя именовалась «барыня-масленица», «госпожа масленица», «честная», «широкая», «веселая», «обжорная», а то и «разорительница». Предшествовала Масленице Пестрая неделя. К этому времени заканчивались свадьбы и начиналась активная подготовка к празднику. По сути, Пестрая неделя являлась началом празднования Масленицы.

 

 

Пестрая неделя, неделя накануне Масленицы

 

Суббота Пестрой недели«Малая Масленка». В некоторых местах о встрече Масленицы заботились еще с субботы Пестрой недели и начинали заранее печь блины. На Владимирщине начинали праздновать "малую Масленку" и азартно катались с гор.

 

Воскресенье Пестрой недели"мясное воскресенье". В некоторых местах Вологодщины наносили визиты родственникам, друзьям, знакомым и приглашали в гости на Масленицу. Тесть ездил звать зятя "доедать барана".

 

 

Масленичная неделя

 

Понедельник"встреча". Это день, когда деревня к деревне ходила в гости. В этот день нельзя было оставаться дома в избе: остался дома – к несчастью, к скуде. В Подмосковье в этот день молодежь делала из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. В ее руки вкладывали помазок и блин – главные символы Масленицы. Во многих семьях в этот день начинали печь блины.

 

Начинали кататься с гор дети и молодожёны, которые поженились в этом году. Ребятишки катались с горок все дни Масленицы, а молодожены до четверга. С гор съезжали на санях, салазках, на обледенелых рогожках. Катанью с гор в старину придавался особый смысл. Считалось, например, что которая пряха дальше других проедет, у нее самый лучший лен уродится. Кроме катания с горок ребятишки сооружали снежные горы, лепили снеговиков. В более южных районах, где снег был в это время уже влажным, катали снежные шары на гору и спускали их с горы.

 

Вторник"заигрыш". Ряженые собирались ходить по дворам, делали чучело Масленицы. Иногда это был соломенный сноп или голик. С готовым чучелом ряженые ходили по дворам, чтобы хозяйки могли откупиться от скуды и несчастья.

 

Среда"лакомка". Баловались блинами со сметаной, маслом, творогом, земляничным вареньем. Ходили в гости со своими блинами и угощали блином всех встречных. На Лакомку тещи принимали зятьев и угощали их блинами. В этот день теща пекла блины и вдосталь кормила ими своего зятя, если, конечно, он был ей по душе.

 

Со среды к катанию с гор и на лошадях подключается неженатая молодежь. "Вообще катание на тройках наперегонки под песни, под гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому."… "Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару."

 

Четверг"широкий", "разгуляй". Четверг недаром назывался широким. С него-то праздник и разворачивалась во всю свою ширь. Центральной фигурой праздника была Масленица, с которой были связаны основные масленичные обряды. В этот день пекли и ели блины, пировали и славили возрождение солнца, солнечных дней, устраивались всеобщие катанья с гор и на тройках. Мужики выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега. Много было обычаев, прославляющих молодоженов.

 

Пятница"тещины вечера", "тещины вечерки". Это самое главное событие, связанное с молодоженами и справляемое по всей Руси. В этот день зятья угощали тещ блинами в ответ на тещино угощенье в среду. Кроме угощения блинами зятья дарили тещам подарки. В этот день продолжалось всеобщее катанье, горки поливали водой и спускались с них. Более всего катались с горок ребятишки и холостая молодежь.

 

Суббота"золовкины посиделки", "проводы". Молодые невестки принимали родных со стороны мужа. "Что говорить - мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник давал как бы предлог: сойтись душами, сговориться в житье-бытье."

 

Всю масленичную неделю малые ребята, подростки, парни и девушки ходили по дворам и собирали старье для масленичного костра. Суббота была завершающим днем этой подготовки. Они выпрашивали у поселян старье приговором:

 

Ельник, березник —

На чистый понедельник

Уж то ли не дрова:

Осиновы дрова,

Березовы дрова,

Подавайте нам сюда,

На масленицу, на горельщицу...

 

Воскресенье - "прощеный день", "прощеное воскресенье" или проводы Масленицы. "В этот день прощали друг друга, горькое и досадное с душ снимали, обиды избывали." В прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. Во многих местах снаряжали масленичный поезд и молодежь до позднего вечера ездила на санях с чучелом Масленицы. На закате дня за деревней на горе устраивали костер, на котором это чучело сжигали.